Галерея работ
•Скульптура малых форм
•Панно, маски и др.
•Вешалки, шкатулки и др.
•Последние работы.
Новгород X-XIV в•Резьба по дереву
•Резьба по кости.
Африка•Деревянная скульптура.
Магазин
•Магазин изделий резьбы по дереву.
Книги•Резьба по дереву. Мозаика. Точение.
|
|
Скульптура малых форм
Зубр1 Длина 18см.
|
Умка Высота 13см.
|
Зубр2 Длина 20см.
|
Чудо юдо Высота 20см. |
Зубр3 Длина 18см. |
Друг Высота 15,5см. |
Зубр4 Длина 17см. |
Барсик Высота 12см.
|
Дракоша Длина 23см. |
Журавль Высота 18см.
|
Партизан1 Высота 17,5см.
|
Партизан2 Высота 18,5см.
|
Скульптурная резьба
Это скульптурная пластика оформления дерева. Освоив плоскорельефную и рельефную резьбу, можно перейти к объемной, или скульптурной, резьбе. У каждого мастера свой круг любимых образов, свои способы, своя манера резьбы.У одних мастеров резьбы предметы и образы четко обработаны и детализированы, для резьбы других мастеров характерен резкий срез с широкими и жесткими плоскостями для резьбы. В технике резьбы, с широкими срезами, выполнены работы Партизан 1 и Партизан 2. Есть мастера, которые основные детали скульптуры режут тщательно, мягко, а второстепенные-широкими мазками. Скульптурная или объемная резьба из дерева просматривается со всех сторон, зритель видит одинаково тщательно и интересно обработанные детали. Поэтому такая работа требует большого мастерства и таланта.
Приступать к выполнению скульптурных композиций следует после овладения всеми приемами геометрической, контурной, рельефной, плоскорельефной и другой резьбы, поскольку скульптурная резьба намного сложнее всех иных видов резьбы.
Выполнять скульптуру можно за обыкновенным столом; при особо сложных композициях, например выполнении человеческих фигур или портретов, пользуются специальным станком. Скульптуру в зависимости от ее размеров и сложности можно выполнять стоя или сидя. Для выполнения скульптурных работ лучше брать мягкую древесину: липу, осину, ольху. Особенно хороша для этих целей липа, древесина которой пластична, однородна по текстуре и цвету и хорошо поддается скульптурной обработке. Осину перед началом работы рекомендуется предварительно запарить, чтобы придать ее древесине большую мягкость. Для просушки осиновый брус помещают на сутки в сушильную камеру, после чего торцевые края заготовки отпиливают, так как при сушке на них появляются трещины.
Набор инструментов для выполнения скульптурных работ состоит из полукруглых стамесок шириной от 5 до 40 мм и специального ножа для отделки.
Выбрав подходящий по размерам брус древесины без дефектов, вырубают топором основные формы фигуры (делают так называемую зарубку), предварительно наметив простым карандашом основные контуры будущей скульптуры. Затем продолжают постепенный срез деревянной стружки сначала крупными, а затем более мелкими стамесками, т.е. идут от грубой черновой обработки к более тонкой, отделочной . Срезать древесину следует осторожно, мелкими срезами. равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон.
Богородская резьба. Специфической разновидностью скульптурной резьбы является богородская резьба — изготовление из дерева скульптур малых форм и игрушек. Богородские мастера выработали прием резьбы скульптуры из так называемой «горбушки» — четвертой части круглого деревянного чурбака или полена, разрубленного топором вдоль слоя волокон на четыре части. Полученная заготовка ограничена с двух сторон прямыми плоскостями, а с одной — криволинейной поверхностью. Резьба скульптуры из такой горбушки имеет положительные стороны. Во-первых, резьба ведется в основном вдоль слоя, что, как известно, наиболее удобно; во-вторых, получение скульптурного объема из такой заготовки облегчается: отходов при обработке скульптуры бывает минимальное количество. Богородские резчики обычно работают за низкими столами, сидя на низких скамейках в половину высоты стола держа заготовку между коленями с упором на стол-верстак. В наборе инструментов богородского резчика кроме полукруглых стамесок различной величины есть специальный «богородский» нож со скошенным лезвием.
После изготовления скульптурного объекта резчик приступает к «расписыванию» поверхности скульптуры с помощью резчицкого инструмента, используя все разнообразие и богатство техники контурной, ногтевидной и выемчатой резьбы. Например, шейки и грудки птиц — кур, петухов, цапель, павлинов — покрывают равномерными порезками-лупками, или ногтевидной резьбой, хорошо имитирующей в орнаменте птичье оперение. Верхняя часть крыльев с более крупными перьями имеет узор из полукруглых находящих одна на другую чешуек. Перья крыльев и хвоста обработаны параллельными слегка изгибающимися бороздками «в елочку». Шкуру коня заглаживают куском дерева, отчего нежные волокна липы или ольхи образуют бархатистую поверхность, а грива разделена глубокими параллельными бороздками.
Шкуру медведя разделывают волнистыми и разнообразными по направлению па разных участках параллельными бороздками, создающими иллюзию теплого мохнатого мехового покрова.
Обычно богородская скульптура вырезается из горбушки вместе с подставкой. Подставка, таким образом, составляет неотъемную часть и как бы продолжение самой скульптуры. Это придает скульптуре цельность и завершенность. Подстав¬ки под скульптурные фигурки курочек, петушков, коней, козликов обрабатывают обычно глубокой контурной порезкой, бороздками-желобками, имитирующими в условной форме траву, где «гуляет» птица или «скачет» конь.
Интересны скульптурные и бытовые изделия из древесины с красивой текстурой — сосны, дуба, ясеня, клена. Природный рисунок древесины можно сочетать с силуэтом и формой скульптуры. При выполнении скульптур из текстурной древесины надо стремиться подчеркнуть форму рисунком текстуры. Природный рисунок и цвет древесины обогащает образ и придают изображению особую выразительность, так что дополнять такую скульптуру орнаментальной порезкой часто нет необходимости. Ход работы над скульптурой из текстурной древесины аналогичен работе над объемной скульптурой. Композиция скульптур из древесины с хорошо выраженной текстурой должна быть проста и лаконична. Скульптура "Тузик" выполнена с древесины яблони с хорошо выраженной текстурой.
|
|