Изделия из дерева в Древнем Новгороде. | ||||
Главная | Об авторе | Ссылки | Гостевая |
Галерея работ•Скульптура малых форм•Панно, маски и др. •Вешалки, шкатулки и др. •Последние работы. Книги•Резьба по дереву.Мозаика. Точение. | Резьба по дереву,скульптура из дерева. Дерево в Древнем Новгороде было основным и наиболее массовым поделочным материалом. Дерево являлось наиболее податливым материалом для художественной обработки. Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и липа, лиственница и дуб, береза и можжевельник, яблоня, самшит и другие породы.
Из дерева строились жилищи и крепостные сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве изделий и сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с красотой. Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали художественную форму почти каждому творению своих рук - от детской игрушки до строгого намогильного креста. Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом художественного творчества, доступным каждому человеку. Резчик был одновременно и творцом и исполнителем, а кроме того, и довольно часто, -потребителем своего произведения. Наиболее массовым, ярким и орнаментальным прикладное искусство из дерева было в ранний период новгородской истории в Х-ХII веках. Украшая свой дом. утварь, посуду, корабли, сани и многое другое, новгородцы одновременно поэтически воспевали природу и создавали предметы, которые защитили бы их от духов зла упырей и леших и другой „нечистой силы", поскольку ими был наполнен, как они считали, весь окружающий мир. Наиболее излюбленным декором являлись „звериный'' и растительный орнаменты с плавными узорами лент бесконечной плетенки. Позже, в XII-XIV веках, в связи с развитием товарности ремесла и распространением христианства, искусство языческой орнаментации в Древнем Новгороде приходит в некоторый упадок. В резьбе по дереву начинают превалировать элементы геометрического орнамента. Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе выраженная система выемок в глубь материала. Резец четко очерчивал на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву узкую двухгранную канавку - порезку. Другим приемом орнаментики была плоскорельефная резьба: дерево между узорами выбиралось, в силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного сглаживались. Достаточно распространенной была и трехгранно-выемчатая резьба, а также прорезь, чаще всего применявшаяся в архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек, разной посуды чаще всего применялась объемно-рельефная резьба.
|