Галерея работ•Скульптура малых
форм •Панно,
маски и др. •Вешалки, шкатулки и
др.
•Последние работы.
Книги•Резьба по дереву. Мозаика. Точение.
|
|
Африканская деревянная скульптура .
С 1907 -1910 годов африканская скульптура привлекла внимание французских художников-авангардистов, в европейском искусстве и литературе появляются новые течения (в первую очередь кубизм), практика и теория которых формируются в процессе этого открытия. С этого времени африканская скульптура начинает интересовать европейских коллекционеров, экспонируется на многочисленных выставках и, наконец, становится объектом специальных исследований. В XIX веке единственным "настоящим искусством" считалось только искусство развитых цивилизаций Запада и Востока. С конца 10-х годов XX века "примитивное" искусство быстро завоевывает симпатии не только художников и коллекционеров, но и широкой публики.
В 20-30-х годах увлечение Африкой достигло небывалых размеров. "Негритянский кризис" отразился во всех сферах европейской культурной жизни. В это время ювелиры имитируют африканские украшения, джаз становится господствующим направлением в музыке, обложки книг и журналов украшаются изображениями африканских масок. Пробуждается интерес к африканскому фольклору.
Необходимо заметить, что экзотизм не был изжит полностью даже в позднейшее время, в 10-х же годах поверхностное восприятие африканского искусства еще нередко бытует даже среди его первооткрывателей-художников. Если во Франции в эпоху рождения кубизма в среде художников-авангардистов экзотизм уступает место трезвому, аналитическому подходу, то у немецких художников еще долго сохраняется романтическое восприятие африканской скульптуры, увлечение ее "эмоционально-мистическим содержанием".
Обращение к африканскому искусству в России также стимулировалось художественной практикой того времени. Как уже было отмечено, среди первых исследователей традиционного африканского искусства почетное место принадлежит русскому художнику и искусствоведу В. И. Матвею (1877-1914). С 1913 года В. И. Матвей работает в этнографических музеях Петербурга, Лондона, Парижа, Брюсселя, Гамбурга, Копенгагена и других, изучая собранные там коллекции деревянной скульптуры. Показательно, что интерес русского художника к африканскому искусству также стимулируется проблемами художественной практики того времени: "Знакомство с чуждыми нам приемами творчества должно дать новые точки отправления художественной мысли и открыть новые творческие возможности", - говорит он в одной из своих работ; и еще: "Новое поколение художников благодарит Африку за то, что она помогла им выбраться из европейского застоя и тупика. Пикассо учился на ее скульптурах. То же и Матисс.
Вламинк обращает внимание на то, что африканская скульптура : производит впечатление величественной монументальности, несмотря на ее скромные размеры и предельную простоту форм. Сальмон подчеркивает реалистичность этой скульптуры и ее гармонию. Липшиц указал на то, что африканская скульптура лишний раз доказывает, что споры между сторонниками и противниками натурализма могут быть только диалогом глухих: там, где обыватель видит пренебрежение анатомией, примитивизм, отсутствие мастерства, художники авангарда обнаруживают точные линии и пропорции, стройность структуры в целом и отдельных ее частей, острую пластическую выразительность. "Искусство негров, - говорит он, - бесспорно, являет нам великий пример, их подлинное понимание пропорций, чувство рисунка и острое чувство реальности позволяют нам смутно предчувствовать и даже пытаться воплотить многие вещи…
|
Статуя предка. Резьба. Дерево. Народность чокве, Заир. Музей народоведения, Берлин.
|
Культовая статуэтка (фрагмент). Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция, Лондон
|
Маска. Дерево. Резьба. Народность дан, Либерия.
|
П. Пикассо 'Женщина с веером' ('После бала'). Живопись. 1908. Государственный Эрмитаж: Ленинград.
|
Ложка. Резьба. Дерево. Народность дан, Берег Слоновой Кости. Коллекция Магнелли.
|
Маска. Дерево. Резьба. Народность бафо, Камерун. Музей народоведения, Берлин.
|
Маска. Дерево. Народность бафо, Камерун. Музей народоведения, Берлин.
|
Статуя предка. Дерево. Народность ва-бембе, Заир. Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен.
|
Маска. Дерево. Народность фанг, Габон. Из бывшей коллекции Ж. Брака.
|
Маска, приписываемая теллем. Дерево. Мали. Галерея П. Матисса, Нью-Йорк.
|
Маска Лебе. Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция (из бывшей коллекции М. Гриоля)
|
Маска антилопы. Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция, Париж.
|
Маска белой обезьяны. Дерево. Мали, народность догон. Музей Человека, Париж
|
Маска черной обезьяны. Дерево. Мали, народность догон. Музей Человека, Париж.
|
'Всадник'. Дерево. Резьба. Народность теллем (?), Мали. Музей Человека, Париж
|
Столбообразная статуэтка. Дерево. Народность теллем (?), Мали. Частная коллекция, Милан.
|
Большая статуя Номмо. Дерево. Мали, народность догон. Музей примитивного искусства, Нью-Йорк.
|
Статуя предка. Дерево. Мали, народность догон. Музей Филадельфийского университета.
|
Культовая статуэтка. Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция, Нью-Йорк.
|
Голова; фрагмент статуи. Дерево, резьба. Народность теллем (?), Мали. Музей Человека, Париж.
|
Культовая статуэтка. Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция, Париж.
|
Всадник, большая ритуальная статуя. Дерево. Мали, народность догон. Частная коллекция, Канны.
|
Маска (женская). Дерево. Народность моси-фульсе, Верхняя Вольта. Частная коллекция, Париж.
|
Зооморфная маска (антилопа). Дерево. Народность бобо, Верхняя Вольта. Частная коллекция, Париж.
|
Маска-наголовник. Раскрашенное дерево.Резьба. Народность курумба, Верхняя Вольта. Музей Человека, Париж.
|
Столбообразная статуя. Резьба. Дерево. Народность лоби, Верхняя Вольта. Частная коллекция.
|
Голова. Дерево. Народность лоби, Верхняя Вольта. Частная коллекция, Нью-Йорк.
|
Маска общества нтомо. Дерево. Резьба. Мали, народность бамбара. Частная коллекция, Париж.
|
Маска общества коре (лев). Раскрашенное дерево.Резьба. Мали, народность бамбара. Частная коллекция.
|
Маска-наголовник общества чивара (вертикальный тип). Мали, народность бамбара. Музей Человека, Париж.
|
Маска-наголовник общества чивара (горизонтальный тип). Дерево. Народность бамбара, Мали. Музей Человека, Париж
|
Маска-наголовник общества чивара. Сочетание вертикального и горизонтального типов, форм натуралистических и абстрактных. Дерево, резьба. Народность бамбара, Мали. Частная коллекция, Париж
|
Маска-наголовник общества чивара. Дерево. Народность бамбара, Мали. Музей Человека, Париж
|
Женская статуэтка. Дерево,резьба. Народность бамбара, Мали. Частная коллекция
|
Большая женская статуя с ребенком. Дерево. Народность бамбара, Мали. Частная коллекция, Нью-Йорк
|
Большая женская сидящая фигура. Дерево. Народность бамбара, Мали. Музей примитивного искусства, Нью-Йорк
|
| |
|
|
резьба африка статуэтка дерево маска исскуство |
|